Бобат-терапия


Значительный вклад в развитие методов реабилитации ДЦП внесли супруги Берта и Карел Бобат. Еще в 40-х
годах прошлого столетия они начали разрабатывать свой подход, который базировался на клинических
наблюдениях Берты Бобат и сначала интерпретировался в контексте существующей в то время теории
рефлекторного и иерархического созревания нервной системы. Благодаря своим публикациям, лекциям и
учебным курсам, интенсивно проводимых лично ими и их учениками, Бобат-концепция, также известная, как

«Нейроразвивающая терапия» широко распространилась по всему миру и имела существенное влияние на
общее развитие принципов реабилитации детей с ДЦП в период после Второй Мировой Войны.
Согласно Бобат, моторные проблемы при церебральных параличах возникают вследствие поражения тех
механизмов центральной нервной системы, которые нарушают развитие постуральных антигравитационных
механизмов, замедляют и искажают нормальное моторное развитие ребенка.

Целью восстановительного лечения таких детей являлось подавление активности патологических рефлексов и
стимуляция нормального моторного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.
Их нейроразвивающий подход фокусировался на сенсомоторных компонентах мышечного тонуса, рефлексов,
патологических двигательных моделей, постурального контроля, органов чувств, восприятия и памяти (т.е тех
компонентов, которые наиболее вероятно нарушаются при повреждении ЦНС).

Приемы ухода за ребенком, которые контролируют различные сенсорные стимулы использовались как для
снижения спастики, патологических рефлексов и патологических двигательных моделей, так и для выработки
нормального мышечного тонуса, реакций равновесия и правильных двигательных моделей. Ребенок был
сравнительно пассивным реципиентом нейроразвивающего лечения. Нормальная последовательность
моторного развития считалась одним из основных теоретических постулатов.

Со временем, благодаря своему личному опыту, и новым достижениям нейрофизиологии, они несколько
изменили свой подход и переместили акценты на другие аспекты лечения.

В своей последней публикации в 1984г. они описали, как изменялись ключевые теоретические положения их
концепции. Вначале они отстаивали необходимость ставить ребенка в специальные «положения,
подавляющие патологические рефлексы». Хотя нахождение ребенка в этих положениях и приводило к
снижению спастики, супруги Бобат позже пришли к заключению, что это снижение тонуса носит временный
характер, и оно не сохраняется впоследствии при выполнении ребенком других движений.
В последующем, имея многолетний опыт реабилитации больных с ДЦП, они подчеркивали важность
воздействия на «ключевые точки контроля». При этом влияние физиотерапевта проводилось во время
двигательной активности ребенка, и было направлено на подавление патологических двигательных моделей и
стимулирование развития более правильных движений у больных.

В конечном итоге, авторы пришли к заключению, что они слишком много внимания уделяли развитию
автоматических реакций выпрямления, придерживаясь неправильного предположения, что ребенок сможет
спонтанно перенести этот опыт (навык) на сознательно контролируемые движения. Поэтому, они пришли к
выводу о целесообразности максимально развивать у ребенка возможности самому управлять своими
движениями и, особенно, равновесием. Они также пришли к заключению, что было ошибочным побуждать
ребенка жестко придерживаться нормальной последовательности онтогенетического моторного развития.