Главная / Бобат-терапия

Бобат-терапия

Бобат-терапия

Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук. Названием методики стала фамилия ее разработчиков – Берты и Карла Бобат (Англия). Берта — физиотерапевт, ее муж Карл – нейрофизиолог, профессор неврологии и психиатрии.

Главная идея метода – психика и тело должны взаимодействовать, лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Цель

методики – выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.

Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план – программа развития здорового ребенка. В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания.

При поступлении большого количества разного рода сигналов идет их обработка и ребенок учится вырабатывать соответствующие моторные реакции. По причине заболевания мозг может получать искаженные сигналы и, соответственно, обработает их неправильно. Это приводит к выработке патологий в двигательных реакциях, а также к разным осложнениям (атрофии, контрактуры, спастики и т.п.).

Метод Бобат-терапии основан на использовании специальных сигналов (зрительных, слуховых, положений тела), цель которых – заставить работать пораженные структуры ЦНС и корректировать их работу, подавляя патологические моторные рефлексы.

П ринципы Бобат-терапии:

  • лечение должно быть безболезненным;
  • ребенка нельзя торопить, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться;
  • важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;
  • нужно применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
  • работать следует коллективно: заниматься с ребенком должна семья, медики и другие специалисты (логопеды, психологи, педагоги), чтобы задействовать все направления развития ЦНС;
  • нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям;
  • требуется регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения;
  • ребенка важно адаптировать к жизни в социуме.